Мозаикой выкладывались стены и полы вилл и дворцов. Сюжеты были самые разнообразные – от орнамента до сложных сцен, изображающих борющихся атлетов, охоту, танцы, театральные маски и многое другое. На сегодняшний день существует несколько видов итальянской мозаики: венецианская, римская и флорентийская. Эта художественная техника включает в себя множество разновидностей, одной из которых является микромозаика.
Для дальнейшего раскрытия понятия потребуется понимание терминов, используемых в мозаичном деле.
При создании микромозайки используют смальту. Смальта — цветное искусственное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.[3]
Тессеры— элементы мозаики из смальты, преимущественно прямоугольной формы.[2]
Дроты — элементы мозаики круглого сечения.
Таким образом, микромозаика — это особая форма мозаичного искусства, при которой используют необыкновенно малые тессеры и дроты из смальты, для набора чрезвычайно сложных и детальных изображений. В некоторых случаях их число доходит до 5 000 на квадратный дюйм (2,54 х 2,54 см). Конечный продукт вощили и полировали, и готовое украшение было гораздо более гладким и утонченным на вид, чем обычная мозаика. Казалось, что это плавная картина без видимых интервалов.
Создание микромозаики
К появлению и развитию микромозаики привело то, что после постройки Собора Святого Петра в 1600 г., возник кризис: все картины в интерьере Базилики от Караваджо, Рафаэля, Guercino, Domenichino, Пуссена, Reni и многих других известных живописцев XV - XVII столетий начали разрушаться от сырости. Начался отчаянный поиск долговечного материала, с помощью которого можно было бы воспроизводить картины. Видя, что архитектурная мозаика сохранила свой цвет и первозданную прочность, Папы Римский Грегори XIII, 1572-1585 и Урбано VIII, 1623-1644 решили воспроизвести все картины в интерьере Базилики в мозаике.[8] Однако традиционная смальта была блестящей, и имела лишь немногочисленные оттенки, что не позволяло воссоздать тонкие переходы света и тени, и должен был быть найден такой материал, чья поверхность была не рефлексивна, устойчива к разрушению и имела свойства копирования живописи. Кроме того, чтобы добиться сходства с полотнами, должны были быть созданы тысячи оттенков цвета.[6]
После экспериментов, к концу XVII подходящий состав для тессер был найден. Алессио Маттиоли, талантливый владелец стеклоплавильной мастерской, экспериментируя со стеклом Madritinte, а именно цветной стеклянной пастой содержащей высокий процент красителей, что итальянцы называют "Smalti Filati", получил материал — податливое непрозрачное вещество, которое не было ни блестящим, ни хрупким, как прежняя стеклянная мозаика. Он выглядел как непрозрачная глазурь или матовая смальта, он не блестел на свету, и имел очень красивый оттенок, сравнимый с цветом кожи человека, и очень близкий к тому, что встречавшемуся на масляных полотнах собора. Тогда он продолжил эксперименты с целью создания такой палитры, которая позволила бы передать любой из оттенков живописных запрестольных образов. Расплавленная масса затем "прялась" или оттягивалась с помощью пинцетов в нити желательной толщины. Техника "Smalti filati" дала возможность ремесленникам изготавливать кусочки в маленьком масштабе и, в конечном счете, даже производить саму "миниатюрную мозаику".
К 1770 большинство картин уже было успешно воспроизведено в мозаике. Первоначально, на больших картинах, tesserae были квадратной или прямоугольной формы, но в конечном итоге методы были усовершенствованы так, что кусочки были собраны и выглядели почти так, как мазки кисти. Мастера изобрели новый метод - кусочки смальты разных оттенков смешивали вместе, а потом топили на открытом огне, вытягивая с помощью пинцета в filati любой толщины, от менее чем 1 мм (хоть с нить) до 4 мм, длиной 30 - 50 см. Нитям давали остыть, после чего их разрезали на крошечные частички геометрических форм — круги, квадратики, прямоугольники и другие фигуры.
По мере совершенствования этой методики к началу XVIII в. был достигнут такой феноменальный прогресс, что мозаики стали совершенно неотличимы от масляных оригиналов. Это позволило завершить замену живописных полотен мозаиками, которые точно передавали тончайшие цветовые нюансы. И по сей день большинство посетителей собора Святого Петра думают, что смотрят на живопись. Приблизительно в 1775 г., некоторые художники собора Св. Петра начали применять эту технику, и делать вещи, используя исключительно маленькие tesserae. Они и были первыми из того, что сегодня мы называем "микромозаиками". Благодаря этому искусству Мастерская мозаики Ватикана стала всемирно известной.
Популярность
В период с 1800 по 1889 год итальянских ювелиров вдохновляли украшения, найденные при раскопках древнеримских, египетских, древнегреческих и этрусских захоронений, которые привели к возникновению неоклассицизма. Для ювелирных изделий, выполненных в подобном стиле, возник термин Archaeological Revival - «Археологическое возрождение».
Раскопки в 1808—1814 годах в Помпеях велись еще при Мюрате, который в то время был королем Неаполитанского королевства. Они очень интересовали его жену (сестру Наполеона) Каролину.[2]
Рисунок 1. Парюр с микромозайкой, подаренный Наполеоном супруге Марии — Луизе
Найти примеры микромозаики можно в украшениях, начиная с III в. до н. э., хотя пик их популярности — с середины XVIII в., в период под названием Grand Tour Era. Молодые люди из богатых европейских семей путешествовали по Европе, изучая достопримечательности разных культур. Из поездок привозили сувениры с микромозаичным изображением исторических мест или отправляли их родным в качестве открытки с видом. Особенно популярны были итальянские руины. Эта тенденция продолжается по сей день.
Рисунок 2. XIX в. Брошь с микромозаикой, жемчугом и рубинами. Италия.
Наибольшую популярность микромозаика получила именно в этот период, во многом благодаря Фортунато Пио Кастеллани (1794-1865), который расширил диапазон предметов. Его работы были выполнены в "археологическом стиле", копируя римские и Ранние христианские стенные мозаики. Этому даже подражали живописцы по фарфору, которые рисовали слабые линии просвечивающие через их работу, чтобы сделать изделие похожим на микромозайку. Изделия Кастеллани отличаются тонкостью исполнения и хорошим вкусом. Их сегодня можно купить на аукционах.
Лучшим же подарком из Италии для женщины, живущей в викторианскую эпоху, был браслет, брошь или серьги (а лучше - все вместе), сделанные в «археологическом стиле». Микромозаика - одно из направлений этого стиля.[4]
Вслед за высокой популярностью последовал быстрый упадок вследствие смены тенденций моды, войн и множества других факторов. Секрет производства микромозаичных изделий был утерян везде, кроме Ватикана, который и посей день хранит его в тайне.
Рисунок 3. Кольцо изготовленое фирмой Le Sibille
В наши дни существуют несколько фирм, которые попробовали воссоздать технологию и добились хорошего результата, среди них Dolce&Gabbana и Le Sibille.[5]
Литература
- URL: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/234379.html (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://www.livemaster.ru/topic/331397-mikromozaika-19-veka-yuvelirnoe-chudo (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=863 – Римская мозайка, флорентийская мозайка. Техника миллефлиори. (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://mosaic-hobby.blogspot.ru/2011/04/blog-post_21.html - Что такое микромозаика? (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://mo3aika.livejournal.com/14847.html - Микромозаика из смальты и драг.камней по технологии 8 века (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://www.stihi.ru/2012/02/28/8631 - История происхождения итальянской микро мозаики/Лавандин,/2012 Свидетельство о публикации №112022808631 (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=1597 –Антик-форум. Римская и флорентийская мозаика, смальта (дата обращения 07.04.14)
- URL: http://greekroman.ru/gallery/mus_vatican.htm - Музеи Ватикана (исторический очерк) (дата обращения 07.04.14)