История глиптики

Статуто Ирина Ивановна

 История глиптики

Малые формы занимают особое место в камнерезном искусстве. Искусство глиптики – резьбы по драгоценному и цветному камню – зародилось так давно, что сейчас невозможно назвать точные временные рамки его появления.

Ранний тип резных миниатюр – гемм – имеет углубленное изображение и носит название инталии. [1] В первую очередь они несли практическую функцию – служили своим хозяевам именными печатями, а также амулетами. Они дошли до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикийцев и индийцев. В Месопотамии в IV тысячелетии до н. э. вырезали круглые или цилиндрические инталии из халцедона, горного хрусталя, ляпис-лазури, и украшали их изображениями на мифологические темы.

Минералы, применявшиеся для резьбы, имеют твёрдость 6 – 7 по шкале Мооса. Это значит, что они твёрже металла и их обработка заключает определённые сложности. [2] При этом станок, использовавшийся для резьбы, был весьма незатейливым: смычок, а позже колесо с приводным ремнём заставляло быстро вращаться резцы различной конфигурации, которые с помощью абразивов (алмазная пыль, корунд) оставляли след на камне. Порошок абразива смешивался с водой или маслом, полностью закрывая поверхность камня. Мастер работал почти вслепую.

Позднее резчики стали изготавливать более крупные полихромные геммы с выпуклыми изображениями – камеи. Камеи являлись предметами роскоши, не имея никакого практического применения. Некоторые из них, возможно, воспроизводят ныне утраченные произведения античной станковой живописи.

В Греции искусство глиптики было знакомо еще в период эгейской эпохи (II тысячелетие до н. э.). Резные печати этого времени отличаются свободой композиции, смелой стилизацией и экспрессивностью. Темы черпались, в основном из животного мира и мифологии. Минералы для резьбы использовались твёрдые, например, сердолик (7 баллов по шкале Мооса).

Однако в дальнейшем произошёл переход от динамичных форм к декоративной орнаментальности, возникает так называемая глиптика эпохи геометрики (XI – VIII вв.). Мастера, вырезавшие геммы того времени, долго оставались в кругу фантастических восточных тем «ориентализирующего» стиля: использовались мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов. Была забыта техника работы на станке, изображения стали более примитивными. Они вырезались от руки на мягких породах камней, на кости и перламутре.

В период архаической Греции (VI  век до н. э.) особенностью глиптики становятся элементы реализма в сочетании с тончайшей стилизацией. Распространённой формой печати стал скарабей с выпуклым изображением на обороте, заимствованный из глиптики Египта и Финикии. Круг сюжетов становится значительно шире: это и мифологические темы, черпавшиеся в эпической поэзии, и жанровые сценки, изображающие бродячий цирк, домашних животных с детёнышами и т. д.

Время высшего расцвета античной глиптики – эпоха классики (V – IV века до н. э.). В это время основной формой печати стал крупный скарабеоид, имеющий гладкую овальную спинку. Стали появляться псевдоскарабеи, где тело жука было заменено рельефным изображением льва, сфинкса или сирены. Наиболее любимый резчиками той эпохи материал – сапфирин (полупрозрачный голубой халцедон). Используются также сердолики, яшмы, горный хрусталь, уже ставшие традиционными. Для большинства гемм того времени характерна  особая идеальная возвышенность человеческого образа. К сюжетам восточно-греческих и греко-персидских гемм добавляются местные малоазийские и персидские фантастические существа, войны и охотники.

Второй блестящий расцвет античной глиптики произошёл в эллинистическую эпоху. Благодаря походам Александра Македонского в Элладу стали поступать новые многоцветные материалы: аметисты, гранаты, сирийские альмандины, цейлонские бериллы, полихромные сардониксы Индии и Аравии. Тогда же  начинается процесс слияния геммы-печати и металлического перстня, до тех пор существовавших раздельно. Геммы на подвижной дужке сменяются вставками в металлической перстневой оправе. [3]

Третий большой подъём искусства резьбы на драгоценных камнях происходит в Римской империи времён принципата Августа (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.). В это время мастера эллинистической глиптики стали переселяться в Рим после падения птолемеевского Египта. Так начался процесс формирования нового стиля – ретроспективного августовского классицизма. Резчиками изображались идеализированные портреты Августа и его преемников. Характерным приёмом при этом являлось наличие парных профильных портретов: либо обращённых лицом друг к другу, либо смотрящих в одном направлении. [4]

Для поздней империи характерно упрощение художественного языка в сочетании с экспрессивностью портретов. Были распространены так называемые гностические геммы-амулеты с астральными символами, изображениями демонов и богов, заклинаниями.

После гибели античной цивилизации  и распространения христианства многие античные геммы были переработаны в связи с переосмыслением сюжетов. Языческие боги становились библейскими героями. Камеи, пережившие крушение античного мира, сохранились в сокровищницах Константинополя и средневековых монастырях.

Среди средневековых камей преобладают религиозные сюжеты. Однако, сохранила свои позиции и династическая тема: изображались коронованные особы или наследники престола. Характерны для средних веков и раннего Возрождения технические новшества: использование инкрустации яркими драгоценными камнями. В XIV веке резчики Фландрии, Франции и Германии для резьбы стали использовать перламутр. Наряду с этим в Европе античная классическая камея надолго приходит в упадок и небытие. В годы упадка Римской империи была утрачена традиция тонкой сложной обработки цветного камня, часто утрачены сами источники этого сырья. [5]

               

                                                          а                                                                                                       б

 

Рисунок 1.

а –  «Камея Гонзага».  Птолемей II и Арсиноя. Александрия. III в.до н. э. Из собрания Государственного Эрмитажа;

б –  Крышка табакерки, перламутр. 1700 – 1750 гг.  Из собрания музея Виктории и Альберта, Великобритания.

 

Следующим этапом увлечения глиптикой в европейском искусстве была эпоха Возрождения. Итальянские мастера, жившие в бурное, наполненное драматическими событиями время, изображают на камеях эмоциональные, энергичные, страстные лица. Для выражения экспрессии им уже не хватает низкого рельефа античной камеи: лицо портретируемого как можно больше выносится из плоскости, разворачивается в три четверти, даётся в необычном резком повороте.

После этого в развитии искусства резного камня вновь наступил перерыв длиной почти в 200 лет. До тех пор, пока период неоклассического движения второй половины XVIII — первой трети XIX вв. не ознаменовался археологическими открытиями в Помпеях и Геркулануме. Благодаря им Европу охватила настоящая мода на глиптику. Коллекции собирались при всех европейских дворах. При дворах Франции, Италии и Англии возникают школы, вырастившие знаменитых резчиков: Гюэ, Пихлера, Рега, Браунов.[5]

В конце XIX в. возник стиль модерн, сложившийся из множества тенденций и направлений. Далеко не последнее место в этом процессе занимало обращение к историческим стилям. Творчество художников модерна не избежало и влияния искусства крито-микенской культуры, пластики этрусков, итальянского маньеризма конца XVI века. Общей чертой украшений стиля модерн были романтические мотивы, которые переплетались со сказочными и мифическими сюжетами. Таким образом, происходил синтез разных культур, обобщение художественного опыта предыдущих поколений. [6]

Одним из лучших ювелиров того времени был французский художник Рене Лалик. В его барельефных композициях отчётливо заметно влияние глиптики предыдущих эпох. В авторских вещах Лалика часто повторяется мотив обнаженной женской фигуры, вырезанной из хризопраза или халцедона и украшенной витражной эмалью и драгоценными камнями. Среди его украшений много камей, отлитых из стекла. Стеклянные геммы, созданные с помощью литья, встречаются ещё до н. э., но для периода конца XIX – начала XX века такой подход к ювелирным изделиям был новаторским.

 

           

                                                                                      а                                                                                               б

   Рисунок 2.

а –  Рене Лалик, брошь «Поцелуй». Патинированное стекло на фольге, металлический каст;

б –  Пётр Зальцман, «Дон Кихот». Камея на раковине.

 

На сегодняшний день античная камея сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строгого вкуса. Традиционными материалами по-прежнему остаются яшмы, агаты и различные виды кварцев. В Италии на изготовление камей до сих пор идет окаменевшая лава Везувия, а во Франции и Неаполе традиционно используют перламутровые раковины различных оттенков.

Остаётся популярной портретная тематика, а схема расположения портретов за века почти не изменилась. Более того, она вышла за пределы камей и широко представлена в памятниках нумизматики. Популярность парных профильных изображений по принципу камеи Гонзаго можно проследить вплоть до Новейшего времени, когда они неоднократно тиражировались в декоре праздничных знамён с портретами коммунистических вождей. [4]

Продолжается использование сюжетов античной и египетской мифологии. А в поисках нового художники предпочитают останавливаться на «высоких темах»: театр, балет, исторические личности, герои великих литературных произведени. Среди признанных российских мастеров нельзя не выделить Петра Зальцмана и Алексея Долгова. Их работы являются истинными произведениями искусства.

С появлением новых материалов и технологий, стало популярным изготовление камей из полимерной глины. Полученные изделия используют в бижутерии, или, например, в таком виде рукоделия, как скрапбукинг. Уникальные украшения этим способом получить не возможно, поскольку они создаются путём вминания полимерной глины в специальные стандартные силиконовые молды. [7] В качестве изображений чаще всего используется женский профиль, цветы или животные.

Едва ли такие работы можно назвать глиптикой, потому что настоящая глиптика — искусство не массовое. Её произведения — предметы роскоши, рассчитанные на искушенный вкус. Этот аксессуар неизменно остаётся элитарным, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

 

Литература

 

1. Жукова Л.Т., Ерцев В.П. Геммополихромия (К проблеме цветообразования в художественной обработке камня): монография. – СПб, 2006. – 266 с.

2. Корнилов, Н. И. Ювелирные камни / Н.И. Корнилов, Ю. П. Солодова – М.: Недра, 1983. – 239 с.

3. Неверов О. Культура и искусство античного мира. Очерк-путеводитель / О.Я. Неверов; Государственный ордена Ленина Эрмитаж. – Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение,   1981.  – 185 с.

4. «Античный фасон» русского императорского фарфора второй половины XVIII века: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. 272 с. : ил.

5. Здорик Т.Б. Приоткрой малахитовыую шкатулку. Пособие для учащихся / Т. Б. Здорик – М.: Просвещение, 1979. – 255 с., с илл.

6. Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений / И. В. Шаталова –Издательский дом «6 карат», 2004. – 153 стр., с илл.

7. Рябикова В. Камея из полимерной глины // Скрап-инфо. – 2012. - №6. – С. 51-53.

Rating
11660

You have no rights to post comments